Быстрый переход
закрыть
Общество

Развернись душа - на сцене "Тамаша"

Один из самых известных фольклорных коллективов области отмечает 35-летие

История ансамбля "Тамаша" началась в 80-х годах прошлого века.

От самодеятельности до зрелищ.

В родную Аслану Ильяс Бакиев вернулся в 1982 году из Казани, где в качестве стипендиата от колхоза учился на балетмейстера. Сходил в армию и с молодёжью села начал думать над созданием творческого коллектива. В 1985 году родилась "Молодость" - именно такое название пришло тогда в голову местным парням и девушкам, так как среди самодеятельных артистов в основном были юные, активные трактористы и доярки. С концертами они начали колесить по ближайшим деревням.

- Первая программа называлась "Музей фольклора", там была экспозиция "Народные игрища", где мы показывали, как развлекались наши предки, - вспоминает Ильяс Файзрахманович. С этим представлением ребята заняли первое место на районном смотре-конкурсе, а затем включились в агитбригадное дело. Тогда это направление курировала Надежда Васильевна Ралка. Она помогала коллективу писать сценарии, и выступления начали приносить победы на областных конкурсах. Но людям больше нравились номера с национальным колоритом, и молодёжь решила остановиться на этой теме. Показывали обряды, сценки из жизни, всё это с шутками и плясками.

Так незаметно пролетели 12 лет. В 1997 году фольклорная группа из Ялуторовского района представила быт и культуру сибирских татар Тюменской области на первом международном фестивале тюркских народов. Предварительно артисты проделали огромную работу по сбору материала. В те времена было много пожилых селян, которые помнили интересное из своей молодости, и коллективу пришлось обойти немало дворов, но результат оправдал все ожидания. Кто делился частушкой, кто присказкой, из всего этого родилась программа "На мосточке".

Именно у моста раньше собиралась сельская молодёжь, но такое сооружение с собой на выступление не возьмёшь, поэтому пришлось фантазировать. Главным атрибутом номера стала обычная доска. Когда она лежала на сцене, становилась мостком, поставленная на ребро превращалась в лодку, а поднятая над головами перевоплощалась в ворота. Благодаря такой театрализации номер "выстрелил". Когда музыка стихла, публика была в восторге. Из зала послышалось "тамаша, тамаша, тамаша", что в переводе на русский дословно значит – браво, удивительное зрелище. Так зрители сами выбрали название этому "кораблю" и коллектив "поплыл" на нём дальше.

Секреты реквизита.

Современная "Тамаша" это Ильяс Бакиев, Ильчан Хуснутдинов, Марьям Тулькибаева, Юлдаш Кабиров, Миляуша Яценович. Все они профессионалы своего дела: Ильяс, как мы уже сказали – хореограф, Ильчан получил высшее образование по направлению "Кино, фото и самодеятельность", за плечами Марьям и Миляуши культпросветучилище. А вот Юлдаш - спортсмен, но душой настоящий артист.

Главные правила коллектива: все концертные номера на татарском языке, с народным колоритом, игровыми моментами и основаны на реальных событиях. При их создании коллектив не забывает о чувстве ритма, звонкости, музыкальности, зрелищности, а главное все артисты не просто выступают, а живут на сцене.

Ещё одна фишка, без которой невозможно представить ни одно выступление коллектива, – многопрофильный реквизит. Ильяс Бакиев признаётся, что следует заветам Антона Павловича Чехова - если в начале пьесы на стене висит ружье, то оно должно выстрелить. Каждый предмет, попавший на сцену, должен быть обыгран, а иначе зачем он там.

Весь реквизит к номерам артисты готовят сами и постоянно в поиске новых решений. Оказывается, даже привычные дробушки (отстукивание мелодии каблуками) можно превратить в нечто необычное. Во время концерта в Казани немало удивления у коллег вызвала пляска на импровизированном мосточке: на каждый удар ноги он отвечал красивым звоном. В конце номера Марьям раскрыла секрет, подняв конструкцию. К её нижней части артисты прикрепили обыкновенный бубен. Казалось бы, никаких хитростей, а номер приобрёл иную окраску.

Учебное пособие.

Ильяс Бакиев отмечает, что коллективов, подобных "Тамаше", сейчас немало. Их можно встретить в Пермском крае, Башкирии, Татарстане, Самаре, но многие просто отрабатывают время на сцене. Начинают с долгих вступлений, рассказов, разъяснений.

- Если выйти к зрителю с лекцией, он не оценит, повествование действием намного понятнее и интереснее, - подчёркивает Ильяс.

Ещё одна распространённая ошибка - громоздкие декорации и атрибуты. На их расстановку нужно время, а зритель не любит ждать. В прошлом году "Тамаша" представляла номер "Кукушкин чай": весь реквизит выносили на руках одновременно с началом самого представления. А в конце артисты покидают сцену вместе с тем, что вынесли. Быстро, интересно и без пауз.

- В Татарстане нас давно называют учебным пособием, так как у нас в запасах огромное количество материалов, ведь в этой теме мы уже несколько десятков лет, - поясняет мой собеседник. В 80-е годы на фестивалях не приветствовался язык сибирских татар, сейчас же всё изменилось, поэтому артисты из Ялуторовского района могут показывать обыденную жизнь именно такой, какой она была, без искажений. Те же заклички, прибаутки имеют исконный смысл только на том языке, на котором их придумали. Эти изменения дали возможность сохранить и возродить культуру, но в советское время многое было утеряно.

Традиции попросту запрещали. К примеру, на Курбан-байрам дети ходили по домам, им давали лакомства, но в школах учили, что этого делать нельзя - ведь вы не нищие, чтобы попрошайничать. Хотя в других странах эти обычаи живы и сейчас.

По словам Ильяса, часто фольклорные коллективы путают времена, на старинные обычаи поют современные песни, тем самым вводят зрителя в заблуждение. Он считает, что для исторической справедливости нужно не просто собирать фольклор, но и читать больше книг на эту тему, иначе серьёзный труд превратится в лицедейство. Даже одни и те же традиции в разных регионах страны отличны своим колоритом. Несмотря на то, что культура казанских и сибирских татар схожа, разница есть.

- Наши предки селились на берегах Тобола, отсюда и обычаи. К примеру, рыбацкий, - демонстрируя очередной ролик с выступлением, продолжает рассказывать мой собеседник. В войну было много одиноких стариков и бедных семей, чьи мужчины отправились на фронт, поэтому рыбаки отдавали часть улова им. Ребятня бежала к берегу с бидонами, чашками, корзинками и никто не уходил с пустыми руками. Эту историю "Тамаша" обыграли в номере под названием "Пайланцы йоласы" (обряд сибирских рыбаков). Здесь каждый артист показывает действо, связанное с водой: вот рыбак идёт с добычей, кто-то проплывает вдоль берега на лодке, ребятня ловит мальков мелким бреднем, мечет плоские камушки по поверхности воды. И всё это с песнями, танцами, репликами укладывается в пять минут представления.

Обычно люди смотрят, открыв рты, а потом удивляются, что всё уже закончилось и хотят ещё. В этом, по мнению участников ансамбля, и есть главный секрет успеха. Кстати, некоторые начали копировать манеру "Тамаши", но Ильяс считает, что это неплохо. Значит в Тюменской области татарский фольклор жив.

Планов хватает.

На областных конкурсах "Тамаша" каждый год брала первые места, а вот на всероссийских пока выше второго не поднимались, но зритель всё равно считает их лучшими. В прошлом году ансамбль выиграл областной грант в 300 тысяч рублей. Артисты потратили его на костюмы и музыкальную аппаратуру. А в этом году с призовыми не задалось, как и с мероприятиями к 35-летнему юбилею коллектива. Коронавирус сильно повлиял на жизнь сотрудников сферы культуры, за последние полгода не стало концертов, конкурсы перешли на заочную форму, а самодеятельным артистам приходится развлекать людей онлайн. Так случилось и с нашими героями, но даже в соцсетях их творчество собирает многотысячную аудиторию.

Несмотря ни на что, команда уже начала придумывать очередную постановку "Встреча новой луны". На эту тему можно много чего показать на сцене. На молодую луну пели определённые песни, хранили пятачок в кармане для того, чтобы был достаток, приносили извинения тем, кого обидели при старой луне, обменивались подарками. - Моя бабушка даже квашню ставила на растущую луну, - добавляет Ильяс.

Центром действа, скорее всего, станет колодец, в котором отражается ночное светило. Пока участники коллектива рассказывали мне о задумке, глаза у них просто сияли, ведь процесс сбора и подготовки не менее интересен, чем выступление. Порой стартовый сценарий состоит из 16 страниц, а спустя месяц притирок и подгонок остаётся всего несколько.

Коллектив, о котором мы сегодня рассказали, давно перерос уровень района и области, но артисты даже и не мыслят покидать малую родину. Как признался Ильяс, всё началось с колхозной стипендии, которую нужно было отработать. В молодости его приглашали в Новосибирский театр музыкальной комедии, но родителей он оставить не смог. Сёстры к тому моменту разъехались, а тут покосы, хозяйство.

- Это в крови, я патриот села, и таких немало. Где родился, там и пригодился, -  поделился мой собеседник. - Мы не молодеем, мне три года до пенсии, недавно на заслуженный отдых вышел наш гармонист Сайфулла Мирхалилов, поэтому нужно передавать знания и наработки, вот задумал создать молодёжный этнотеатр. Может у них будут другие амбиции, но я искренне надеюсь, что и они не оставят родное село и свой Ялуторовский район.

Материалы на тему "ансамбль"

Общество

Развернись душа - на сцене "Тамаша"

Один из самых известных фольклорных коллективов области отмечает 35-летие

Культура

Ялуторовская "Реченька" лучшая среди "Сибирских родников"

Местный фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Реченька» победил в VI Всероссийском конкурсе «Сибирские родники».